Временные рамки дошкольного возраста – от 3 до 7 лет. Ребята посещают детский сад или играют со сверстниками во дворе в этом возрасте. В чем же особенности развития детей дошкольного возраста?
Начинается этот период с так называемого «кризиса трех лет». Как правило, это тяжелый для родителей период: ребенок становится упрямым, отказывается от предложенной еды и игр. Но родители не должны отчаиваться. Ведь это закономерный этап развития, и он позволяет ребенку осознать себя как отдельное от родителей существо и учиться принимать самостоятельные решения.
Сюжетная ролевая игра является основной деятельностью в этом возрасте. Через нее ребенок усваивает различные социальные роли: семейные (в игре «дочки-матери»), профессиональные (в играх в доктора, продавца, водителя и т.д.) и многие другие. Причем игры девочек отличаются от игр мальчиков: игры девочек спокойнее и тише, а игры мальчиков обычно подвижные и шумные. Чтобы развитие детей дошкольного возраста протекало гармонично, ребенок должен иметь возможность проигрывать разнообразные роли с разными детьми. Так он учиться взаимодействовать со сверстниками и усваивает основные модели поведения.
Из познавательных процессов наиболее интенсивно развивается воображение. Мышление – наглядно-образное. Обеспечить хорошее развитие детей дошкольного возраста помогают развивающие игры, рисование, занятия музыкой и танцами. Благодаря развитому наглядно-образному мышлению в этом периоде, ребенок лучше может выразить свои впечатления через рисунок, чем словами. Рисование также позволяет развить мелкую моторику ребенку, приучить его к аккуратности и развить эстетическое чувство.
Дошкольное развитие ребенка протекает довольно быстро, хотя и не настолько, как в раннем или младенческом возрасте. В этот период закладывается фундамент личности ребенка. Его потребности и желания перестают быть импульсивными и складываются в систему. Ребенок начинает задаваться вопросами о морали, нравственности и устройстве окружающего мира. Родители должны уметь давать грамотные, но понятные ребенку ответы. Нельзя вводить ребенка в заблуждение «детскими» ответами под предлогом того, что он все равно не поймет. Нужно уметь простым языком объяснять сложные вещи.
Итак, в дошкольном возрасте ребенок через игру знакомится с различными социальными ролями, формирует первые представления о морали и получает познавательные и творческие навыки. Цель родителей – обеспечить условия для лучших игр и развития.
Воспитание дошкольников можно условно разделить на два направления. Первое — подготовка детей к школе, что, без сомнения, необходимо. А второе — развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни. Конечно, тем родителям, чьи дети посещают детский сад, во многом легче. Там воспитанием дошкольников занимаются профессионалы. Однако в любом случае на плечи родителей ложится основная часть забот о дошкольном воспитании.
Воспитание дошкольников: подготовка детей к школе
Как определить, готов ли ваш ребенок к школе? Для этого существует множество тестов, однако все они так или иначе подразумевают утвердительные ответы на основные вопросы.
- 1. Выражает ли ребенок желание учиться?
- 2. Нравится ли ему изображать из себя школьника?
- 3. Хочется ли ребенку узнавать новое?
- 4. Присущи ли ребенку различные интересы?
Если сын или дочь проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое — значит, необходимо подержать их в этом стремлении.
Чего нельзя делать в дошкольном воспитании?
Многие родители, решив посвятить последний год перед школой дошкольному воспитанию, допускают распространенные ошибки. Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал»), устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. Все это не только излишне в воспитании дошкольников, но и способно нанести определенный вред: ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.
Что нужно делать в развитии детей дошкольного возраста?
Дошкольное развитие детей подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Большинству первоклассников это дается трудно, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки. При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.
Дошкольное развитие детей: мелкая моторика
Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Они отправляют импульсы прямиком в мозг, в центры, контролирующие развитие речи и согласованность движений пальцев рук. Эти центры находятся в непосредственной близости. Вот почему столь важно при дошкольном воспитании и обучении уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.
Работая ручками, пальчиками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.
Многие родители, думая о методах воспитания дошкольников, ошибочно предполагают, что начинать их применять нужно не раньше, чем в 3–4 года. На самом деле дошкольное воспитание детей начинается с первых дней жизни. Развитию мелкой моторики способствуют даже самые простые занятия с «грудничком», которые можно проводить с первых дней его жизни. Хороший эффект при развитии и воспитании детей дошкольного возраста дает «пальчиковая гимнастика» — нужно сгибать и разгибать поочередно каждый пальчик малыша, осторожно массировать их, делать круговые движения по маленьким ладошкам. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста должно сопровождаться такими несложными упражнениями, которые, если их повторять регулярно, отлично стимулируют точки, напрямую связанные с корой головного мозга.
Дошкольное воспитание детей, их развитие немыслимо без тренировки рук и пальцев. Если вы задумываетесь о правильном воспитании детей младшего школьного возраста и их развитии, предоставьте им возможность перебирать какие-нибудь мелкие предметы (разумеется, под наблюдением взрослых, чтобы не было соблазна попробовать «на зубок», например, пуговицы). А для полной безопасности педагоги, специализирующиеся на воспитании дошкольников, рекомендуют пришить пуговицы к куску ткани. Кроме того, хорошей и полезной игрушкой станут маленькие и большие кубики из разных материалов (деревянные, пластмассовые), детали конструктора, счетные палочки и т. д.
Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок.
А сколько радости (а вместе с тем и пользы) доставляют младшим дошкольникам игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.
Особенности психологии дошкольников
Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка. Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Иногда в процессе общения возникают различные сложности, вызванные неумением слушать других людей или отстаивать свое мнение.
Грамотное дошкольное воспитание детей — это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми. Поэтому лучше всего это доверить специалисту. Наш дошкольный центр развития детей предлагает посетить курс психолога, с помощью профессионала Вы можете решить ряд проблем, возникших в раннем развитии ребёнка.
Дошкольное развитие детей: от 4 до 6
Возраст от 4 до 6 лет психологи называют сравнительно спокойным периодом. Воспитание младших дошкольников 4–5 лет осуществляется относительно легко: малыш спокоен, послушен, хорошо спит и ест, не нуждается в ежечасной опеке. Если же ребенок, например, плохо засыпает — попробуйте упорядочить вечерние действия и превратить отход ко сну в некий ритуал. Умывание-купание, переодевание, чтение или рассказывание сказки (верхний свет при этом необходимо выключить, оставив гореть торшер или ночник).
Дошкольное развитие детей 6 лет
Воспитание и развитие ребенка 6 лет и старше подразумевает наличие большого терпения и умения договориться. И если в семье ребенка окружают любовь и забота, то несколько иначе обстоит дело в детском саду. Сверстники не всегда столь же доброжелательны, как родители. Поэтому могут возникнуть трения, ссоры, конфликты. И все же более предпочтительными и интересными для ребенка являются именно контакты с детьми.
Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание и руководствуясь программой воспитания дошкольников, нельзя забывать о том интересе к окружающему миру, который испытывают все без исключения дети в этом возрасте. Приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы маленького «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.
Наш центр дошкольного развития предлагает Вам посетить наш курсы «Подготовка к школе«, «Психолог» и многие другие, с которыми можно ознакомиться здесь.